Главными задачами являются:

– оказание помощи обучающимся в усвоении образовательной программы в процессе дистанционного обучения;

– обеспечение психологического комфорта всех субъектов дистанционного обучения.

Для достижения поставленных целей при организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе дистанционного обучения необходимо решение следующих задач:

– изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения эффективности процесса обучения;

– изучение среды (коммуникативной и среды как совокупности индивидуальных особенностей участников образовательного процесса), реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;

– популяризация и последующая передача участникам дистанционного обучения значимой информации по психологической тематике;

– создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств обучающегося и педагога, и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения;

– обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного обучающегося.

Специалисты отдела психолого-педагогического сопровождения решают специфические задачи, связанные с помощью обучающемуся в обучении, созданием предпосылок к освоению им образовательных программ. Специалисты коррекционной службы (логопед, психолог) каждый в своей области:

‒ организуют и проводят первичную и текущую комплексную диагностику обучающихся;

‒ определяют необходимость, подбирают, настраивают специальное оборудование для работы на компьютере обучающихся с нарушениями двигательных функций;

‒ составляют индивидуальные психолого-педагогические портреты обучающихся с рекомендациями для педагогов, отражающими особенности работы с конкретным обучающимся; ‒ оказывают психологическую поддержку обучающихся на всех этапах обучения;

‒ организуют и осуществляют работу по развитию навыков саморегуляции и управления стрессом участников образовательного процесса;

‒ участвуют в формировании малых групп обучающихся для проведения учебных и психокоррекционных занятий с детьми с ОВЗ, в соответствии наличия сходных доступных видов деятельности и темпа деятельности;

‒ изучают профессиональные планы обучающихся и ведут профориентационную работу;

‒ осуществляют консультирование семьи обучающегося;

‒ осуществляют консультирование педагогов по запросам;

‒ осуществляют экспертизу образовательных программ и курсов, адаптации материала для использования в работе с обучающимися;

‒ организуют и осуществляют психологическую работу по развитию когнитивных процессов, эмоционально-волевой, личностной сферы обучающихся в индивидуальной и групповой формах; ‒ составляют рекомендации психолого-педагогического характера для обучающихся и их родителей;

‒ организуют и обеспечивают процесс по развитию у обучающихся способности самостоятельно выбирать оптимальные доступные виды деятельности для решения учебной или образовательной задач, расширять диапазон доступных видов деятельности;

‒ стремятся к созданию содержательных и организационных условий, обеспечивающих развитие у обучающихся процессов самопринятия, осознанию ими своих сильных и слабых сторон, с целью продолжения работы, с одной стороны, по самосовершенствованию, а с другой – по использованию в общественной жизни своих сильных сторон, что является залогом формирования и поддерживания адекватной, но в тоже время положительной самооценки.

Рекомендации педагога – психолога учителям и педагогам – предметникам, осуществляющих дистанционное обучение.

В период дистанционного обучения ученики могут испытывать различные трудности, связанные с новой формой образовательного процесса.

Трудности, которые могут испытывать ученики:

  • тревожность и психологический дискомфорт, вызванный недостаточной компьютерной коммуникативной компетенции;
  • трудности восприятия содержания учебного курса у учащихся с различными ведущими каналами восприятия; (аудиалы, визуалы, кинестетики)
  • неумение самоорганизовываться и рационально планировать самостоятельную работу с учебными материалами, рационально распределять время, отведённое на решение поставленной задачи;
  • трудности в самостоятельном отслеживании этапов урока;
  • сложности в построении общения с учителями и учениками в режиме личных сообщений, малая информированность о нормах сетевого этикета;
  • недостаток коммуникативных навыков (умение слышать друг друга, умение задавать вопросы, умение отстаивать своё мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.);
  • трудности в распределении ролей при работе в группе. Трудности, которые могут испытывать учителя:
  • сложности в организации деятельности учащихся с применением онлайн конференций на базе интернет-платформ на основе индивидуальных особенностей учащихся;
  • трудности в выборе стиля общения с отдельными учащимися;
  • проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп;
  • трудности в оценивании степени индивидуального участия ученика при работе в группе;
  • проблемы повышения мотивации обучения.

Для того чтобы решить описанные выше проблемы и успешно наладить контакт со всеми обучаемыми и плодотворно сотрудничать с ними на протяжении всего срока обучения, учителю необходима информация об индивидуальных особенностях личности обучаемых (уровне тревожности, самооценке, характере мотивации и пр.) и рекомендации по организации образовательного процесса для каждого ученика, которые может дать ему психолог.

Располагая сведениями такого рода, учитель будет иметь возможность определить стиль общения с каждым из обучаемых, а также разработать оптимальные пути разрешения возможных конфликтных ситуаций, если таковые возникнут в процессе обучения. Психолог может помочь учителю и сетевому педагогу сформировать оптимальный стиль общения, формировать благоприятный климат в образовательной среде.

Таким образом, спектр работы психолога с участниками образовательной среды в рамках дистанционного обучения довольно широкий: в первую очередь психолог работает над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки обучающихся и учителей, формирует мотивацию активного участия обучающихся в образовательном процессе, разрабатывает рекомендации по вопросам психологического сопровождения участников обучения. Важным моментом является исследование уровня развития и особенностей протекания познавательных процессов при обучении в дистанционной образовательной среде, помощь в преодолении трудностей, связанных с восприятием учебного материала в условиях интерактивной образовательной среды. Психолог также изучает индивидуальные личностные особенности, характер межличностных отношений участников обучения с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода и разработки индивидуальных маршрутов.

Учителю на заметку!

Возрастные особенности среднего и старшего школьного возраста, влияющие на восприятие учебной информации в образовательной среде с использованием обучающих платформ.

Особенности развития восприятия в среднем школьном возрасте

  • Восприятие подростка становится более содержательным, он может выделять главные и существенные признаки, наблюдать разные детали в предмете.
  • Восприятие становится целенаправленным, организованным и анализирующим. В отличие от младших школьников, они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи.
  • Восприятие характеризуется устойчивостью, младший подросток может долго удерживать внимание на одном предмете или явлении.

Особенности развития восприятия в старшем школьном возрасте.

Восприятие в старшем школьном возрасте характеризуется целенаправленностью, организованностью и устойчивостью. В основной школе проявляются индивидуально-психологические особенности учащихся, которые влияют на процесс восприятия информации. Одной из ключевых особенностей является ведущий канал восприятия информации.  Методика теста прилагается)

Визуалам для более продуктивного восприятия учебного материала, в качестве которого могут выступать понятия, определения, процессы и т. д., необходимо видеть графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Они быстрее и качественнее запоминает то, что оставило реальный образ в их памяти.

Аудиалам для хорошего восприятия информации необходимо её слышать. Визуальный материал они запоминают хуже, чем произнесённый голосом, особенно если он рассказан выразительно, интонациями выделены важные моменты.

У кинестетика главным способом восприятия является движение, действие. Учащемуся-кинестетику сложно долго слушать и только смотреть. Чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Для таких учеников важно наличие конкретных шагов. Для них «просто рассказ» лишён смысла. При постановке, формулировании учебных задач и организации практической работы на уроке наиболее возможен учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Учёт индивидуальных особенностей развития восприятия учащихся основной школы с помощью использования дистанционного обучения. При организации индивидуальной работы визуалам могут быть предложены задания, содержащие картинки, графики, анимации, аудиалам — задания со звуковым сопровождением, кинестетикам — учебные задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с чёткими инструкциями 11 по их выполнению. Конспекты, записи в рабочей тетради, задания, требующие сохранить и прикрепить файл, интерактивные задания помогут ученику кинестетику лучше воспринять учебный материал.

 

По вопросам психологических онлайн-консультаций обращаться по телефону +7 964 929 99 49 (через WhatsApp), и через платформу Zoom (идентификатор персональной конференции (9199250391). Предварительная запись. Консультации проводятся в будние дни с 09:00 до 16:00.