Готов ли Ваш ребенок к школе?

Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше — начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят «чем раньше начнешь, тем легче будет», а другие утверждают «не стоит лишать ребенка детства». Кто же прав? Вообще тут нет общих правил — все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…

К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) — но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника. Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, — существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог. И, разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.
Но главное — процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам «готовности к школе» (иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставя собственный «диагноз») и получают результат — ребенок к школе не готов! О ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям «подготовим вашего ребенка к школе») — а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет — да он вообще в эту школу откажется идти!)

… В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением… Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно «подтянуть» заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то, сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить — вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки? … Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе — чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.

Детский психолог.

Детский психолог. Кто он?
Мало найдется родителей, которые в определенные моменты воспитания ребенка не задавали себе вопрос: » Что происходит? Почему мой ребенок не слушается, почему сердится, почему он сейчас такой послушный, а через некоторое время начинает упрямиться; почему сегодня не хочет идти в сад или в школу, а завтра бежит туда с удовольствием?»
Ребенок мало похож на взрослого, ведь он чувствует и мыслит иначе. Чувства его могут быть сильны, но чаще они не стойки: то, что его сегодня увлекало, завтра может быть забыто. Как это происходит? Что творится во внутреннем мире ребенка?
Очень часто родители, обеспокоенные поведением ребенка, прежде всего обсуждают эту проблему с близкими людьми, друзьями, с участковым врачом. И лишь немногие знают, что помочь решить их проблемы может специалист — детский психолог. Более того, среди родителей бывают распространены неверные представления о профессии психолога, ему часто приписывают функции психиатра, психотерапевта, а порой и экстрасенса.
Детский психолог – это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимающую ими по отношению к ребенку.
Детский психолог помогает ребенку становиться взрослым, безболезненно преодолевать естественные трудности в развитии личности, учит умению общаться с другими людьми и тому, как полнее раскрыть свои потенциальные возможности, развить мышление, память, воображение, учитывая неповторимую индивидуальность каждого.
Психолог, внимательно выслушав родителей, проведя первую беседу с ребенком, необходимое тестирование, посоветует, как лучше решить вашу проблему: даст необходимые рекомендации, объяснив, каким способом скорректировать развитие ребенка и сделать воспитательную тактику более эффективной; предложит образовательную программу, которая улучшит процесс развития.
Если в ходе обследования у ребенка будет выявлено отклонение в психическом развитии, психолог порекомендует, куда обращаться для специального обследования и лечения.
ЗАЧЕМ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ?
Совет «обратитесь к психологу» сегодня можно услышать довольно часто. Но много ли вы знаете людей, которые этим советом воспользовались? Вряд ли.
Одни родители считают, что сами в состоянии справиться с проблемами, тем более что в настоящее время очень много печатается материалов по вопросам воспитания детей в книгах, журналах, газетах. Хочется заметить, что чтение книг — очень нужное и полезное дело. Однако, собираясь, к примеру, отправиться в трудное путешествие по Гималаям, было бы неплохо, помимо всего прочего, предусмотреть наличие некоего связующего звена — проводника. Конечно, он не пройдет за вас весь маршрут, но кое в чем поможет, а главное, скажет, чего следует избегать. Подобным «проводником» для вас может стать психолог. Психолог — это прежде всего «мастер по неодинаковости». В отличие от книг и других заочных консультаций, которые чаще предлагают общие рекомендации, психолог подскажет, как применить те или иные приемы конкретно к вашей ситуации.
Есть родители, которые не видят проблем в воспитании ребенка, точнее не хотят их видеть (авось само как-нибудь рассосется). Не рассосется, особенно когда дело касается ребенка. От того, как малыш справится с психологическими проблемами в детстве, во многом будет зависеть его взрослая жизнь.
С психологом стоит познакомиться. Именно он может дать ребенку спасательный круг, если самостоятельное плавание по жизни окажется для него слишком трудным.
Во время первой встречи психолог, внимательно выслушав родителей и поговорив с ребенком, может определить:
• правильно ли развивается ребенок
• здоров ли он эмоционально
• длительные факторы, приводящие к развитию — или, наоборот, к предупреждению — проблем ребенка
• возникшие недавно причины, которые усугубляют трудность ситуации
• факторы, приводящие к закреплению проблемы
• насколько требования, предъявляемые ребенку в семье, в школе, соответствуют его социальному и эмоциональному развитию
Основываясь на своих выводах психолог может:
• успокоить родителей, объяснив, каким способом скорректировать нормальное развитие и сделать воспитательную тактику более эффективной
• предложить образовательную или коррекционно — развивающую программу, которая улучшит процесс развития
• провести несколько коротких консультаций для ребенка с не очень серьезными психологическими проблемами, а также в тех случаях, когда в семье сложилась напряженная атмосфера или если у ребенка -сложный характер
• если в ходе обследования у ребенка будет выявлено психическое заболевание, порекомендует, куда обращаться для специального обследования и лечения
Родители должны знать, что психолог всегда действует в интересах клиента (ребенка, родителя).
Когда нужно обращаться к психологу?
1. Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.
2. Страхи. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи — явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.
3. Чрезмерная активность. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое — то время на занятии или уроке для таких детей — большая проблема. Все это становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Гиперактивность может быть следствием родовой травмы, негармоничных отношений в семье: равнодушия или, напротив, — слишком сильной опеки. И в том и в другом случае психолог может помочь родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения (иногда очень полезен массаж и занятия спортом).
3. Агрессивность. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром. Помочь в этом случае может только психолог.
4. Застенчивость. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость можно преодолеть.
5. Плохая успеваемость в школе. Родителей должно беспокоить, если вдруг резко ухудшились оценки, несмотря на старания ребенка, или он отказывается идти в школу без видимых на то причин. Возможно ребенку необходим правильно организованный режим учебы и отдыха, поддержка родителей или специальные корректирующие программы и развивающие занятия, подобрать которые может психолог, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
6. Особые ситуации. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях следует обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти вглубь души и появиться тогда, когда вы меньше всего этого ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить случившееся.

7. Без проблем. Если у вас в семье царят любовь и согласие, и нет проблем, можно просто прийти к психологу, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Как организовать домашние занятия.

Нужно обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, необходимые принадлежности на привычных местах. В этом случае у школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе. Вырабатывайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое.

Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, то посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет. Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок сможет полностью перейти на самоконтроль – зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо бы, чтобы такое умение у него выработалось к переходу в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.
Продолжительность подготовки домашних заданий.
Оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста:
1-й класс – до 1 часа;
2-й класс – 1,5 часа;
3-й класс – 2 часа;
6-й класс – до 2,5 часов;
8-й класс – до 3 часов;

9-11-й классы – до 4 часов.

Как помогать и как воспитывать самостоятельность.

Прежде всего. Определите свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто они говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности. Все – таки главное для нас – не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и его уверенность в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добивайтесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.
Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.
Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит ошибку и сам исправит ее. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у ребенка будут возникать чувства неуверенности и беспомощности.
Самостоятельный в учебной работе школьник – мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно и детально контролировали. Но и другая крайность – когда ребенку не помогают даже в случае затруднений – результата не даст.
Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без вашей помощи? Кому – то из детей потребунтся всего неделя – другая, кому – то – несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.
1. Вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
2. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справиться. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. Через какое – то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе – ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.
3. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе – скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа – ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
4. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов. Вы можете при этом отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа – ребенок старается преоджолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу («чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался…»), на наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Конфликт с учителем.

Как быть если возник конфликт с учителем? Конечно, еще до разговора с ним попробовать понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых. Затем нужно внутренне, психологически подготовиться к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения. Полезно овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодиться в других сложных ситуациях. Вот один из полезных приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: «Если я вас правильно понял…» и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.
В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая – нет. Если виноваты вы или ваш ребенок – придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства. Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет – придется искать другие пути разрешения конфликта.
В случае, если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал или спешил, или был чем – то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.
Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть ребенок попробует сам предложить наиболее приемлемый для него выход. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешиться. Если вы чувствуете, что ребенок пока не готов к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Немаловажный момент в школьных конфликтах – обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы.

Медлительный ребенок.

Таких детей, по разным данным, от 12 до 22 процентов. Имеется в виду истинная медлительность. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается, у него замедленные реакции…И это не болезнь, не отклонение.
Кому они мешают, эти медлительные дети? В раннем детстве они даже удобнее для окружающих, чем слишком подвижные малыши. Проблемы начинаются, когда такой ребенок идет в детский сад. А в школе еще больше обостряются. Он медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с классом, за перемену не успевает позавтракать, не успевает переодеться на физкультуру… Особенно трудно ему приходиться, если у его родителей и учителей другой личный темп.
Больным медлительный школьник может стать с помощью взрослых. Это в том случае, если они ставят перед ним невыполнимое требование – угнаться за классом. Ребенок начинает быстро утомляться, появляються головные боли, страх перед школой. Может возникнуть невроз.
Что делать родителям, как помочь своему ребенку?
• Вы уже поняли, что медлительность не пройдет с возрастом. Темп работы не зависит от желания ребенка, поэтому не торопите его. Если его понукать, он может начать суетиться, громче или тише отвечать. Но работать быстрее не станет, результат останется прежним. Терпеливо ждите, пока он вспомнит правило, пока соберется с мыслями и ответит.
• Условия работы, обстановка для занятий должны быть привычными. Тогда точность и качество работы будут высокими.
• Не забывайте, что медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не ошарашивайте его неожиданными вопросами, пока он занят предыдущим заданием. Он или не услышит вас, или ответит что – ни будь несуразное.
• Часть классной работы придется делать с ребенком дома. При этом постарайтесь не только разобрать все, что он не успел сделать на уроке, но и создать небольшой запас знаний и умений. Тогда в классе ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее.
• Решите, что для вас важнее: оценки любой ценой или психологический комфорт вашего ребенка.
Как быть, если вы все – таки хотите увеличить темп работы своего ребенка? Помогут ли ему какие – то упражнения? Да, если тренировку проводить до школы, в возрасте 4 – 6 лет.

Совершенно не обязательно, что ваш медлительный ребенок в школе будет в числе отстающих. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. Да и особых конфликтов с учителями и одноклассниками у медлительных детей обычно не бывает. Ведь они очень добродушные и надежные люди. Вам не за что упрекать своего ребенка.

Нежелание идти в школу.

Время от времени такое желание посещает школьника любого возраста. Психолог А.Прихожан предлагает отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.

Обычно

Опасно

Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям. Полное отсутствие интереса к учебе.
Может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти), но активен в своих любимых занятиях. Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого – то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашние задания Делает уроки только «из – под палки»
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться; выражается это активным протестом либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота), причем симптомы исчезают, ели разрешат остаться дома; возможна и простая симуляция.
Иногда недоволен учителем, полученными оценками. Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую оценку.

Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. В таких случаях может понадобиться помощь психолога. Но чаще помочь могут сами родители.

Это не значит, что надо усилить контроль и водить ребенка в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах его состояния.
• Иногда родители начинают загружать ребенка еще до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
• Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться! » Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.
• Стремясь дать ребенку полноценное и разностороннее образование, нетрудно потерять чувство меры. При этом часто не учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка, для общения со сверстниками.
• Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. Каждую отметку ниже пятерки они воспринимают как трагедию.
• У ребенка могут не сложиться отношения с учителями или одноклассниками.
Чем может помочь родитель?
• Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему – то неизбежному, но полезному.
• Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
• Поддерживать у школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
• Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учебе.
• Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по – прежнему ласкать его.
• Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы он был отличником.

• Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

Неуспеваемость.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
• не может хорошо учиться, но хочет;
• и не может, и не хочет;
• мог бы хорошо учиться, но не хочет.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Основные причины плохой учебы.
• У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
• Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
• Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, умения распределять свое время.
• Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
• Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одной работы на другую. Низкий общий темп работы.
• Речевые нарушения. Заикание. Специфические расстройства, например, дислексия – такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям; дискалькулия – расстройство счета; дисграфия – трудности при овладении письмом.
• Нарушение зрения, слуха.
• Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
• Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Это причины, так сказать, первичные. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье и устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
Что еще может помешать хорошо учиться?
• Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество и т. д. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
• Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко – и в том, и другом случае неинтересно)
• Излишняя требовательность со стороны родителей может вызвать противодействие ребенка.
• Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надеж и ожиданий.
Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Ее нельзя решить усилием или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки.

Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему соответствующие условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) – эмоциональных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Отличники и отличницы.

И у отличников есть проблемы. Их отношения с другими детьми, а затем и взрослая личная жизнь складывается, как правило, далеко не безоблачно. Особенно это касается девочек. Их ведь вообще больше, чем отличников мальчиков.
Дело в том, что такие девочки, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых, довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и прилагают столько усилий в учебе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. До поры до времени благодаря трудолюбию и прилежанию им это удается. У родителей и учителей тревоги они, естественно, не вызывают. Но, оказывается, во взрослой жизни, как раз послушание и исполнительность не приносят особых успехов и счастья, а скорее, мешают.
Нередки у бывших отличниц и трудности в отношениях с противоположным полом. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой – привыкнув встречать одобрение окружающих из – за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни.
Родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, чему – то стремится, добивается первенства во многом. Но часто у него нет близких друзей и подруг иногда по причине большой занятости, иногда потому, что интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками. Хотя нередко отличники обладают высокой самодостаточностью и не тяготятся своим особым положением, со временем ситуация может измениться. Для успеха в группе подростков учебные достижения уже не так важны, как раньше, в начальной школе. Теперь для ребенка главное – общение со сверстниками, ощущение своей принадлежности к какой – то группе, уверенность в своей привлекательности для противоположного пола.

Если вы чувствуете, что у вашего ребенка есть подобные проблемы, предложите ему сделать какие–то шаги для сближения с важной для него группой. Создайте условия для встреч у себя дома. Помогите понять и оценить достоинства тех сверстников, которые непохожи на него самого. Он должен иметь опыт общения с самыми разными людьми. А с другой стороны, важно, чтобы была возможность общаться и со сверстниками, имеющими сходные интересы и достаточно высокий интеллектуальный уровень. Наверняка такие найдутся в среде ваших знакомых и друзей.

Подвижный ребенок.

Подвижность – естественное качество физически и психически здорового ребенка. Именно подвижность позволяет детям реализовать свои потребности, проявить активность, сообразительность, любознательность. Конечно, такие дети доставляют немало хлопот учителям и часто доводят до изнеможения своих родителей. Как правильно вести себя с гиперактивным, подвижным ребенком? Как реагировать на его поведение и поступки?
• Прежде всего, нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего предосудительного, действуем просто по привычке.
• Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются скорее не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может проявиться в школьных неуспехах.
• Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что – то, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступят по – своему?
• Отказаться от резкой критики и навязчивых советов, как можно было сделать лучше. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.
• Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге. Подберите для него интересную учебную программу, разнообразьте занятия дома.
• Подрастающему непоседе предоставляйте больше возможностей проявить себя – в спорте, в танцах, в театральной самодеятельности и т. д.
• Помните: лидеры и предприниматели вырастают именно из детей, которые в детстве доставляли своим родителям немало хлопот своей активностью и неуемной энергией.

• Конечно, все сказанное относиться к здоровым детям. Но бывает и так, что у ребенка отмечается постоянное двигательное беспокойство, он беспорядочно суетится, не может сосредоточиться даже на интересном занятии. В таком случае может понадобиться помощь психолога и невролога.

Родителям первоклассников.

И вот – наступил этот долгожданный день! Ваш ребенок пошел в школу. Праздничное настроение, шары, цветы, первый учитель! Незабываемые переживания в жизни каждого человека. Но иногда, спустя несколько недель, родители сталкиваются с проблемами, о которых раньше и не подозревали. Казалось бы, еще недавно Ваш малыш с удовольствием выбирал себе новый портфель, цветные карандаши, ручки, с интересом шел в школу. А теперь? Интерес к школе пропал, стал ссориться с одноклассниками, не выполняет требования учителя, не хочет идти в школу и, даже, по уторам плохо себя чувствует!
Такое поведение может возникнуть у ребят, которые испытывают трудности адаптации к школе. Вот несколько рекомендаций родителям первоклассников:
Чаще делитесь с ребенком своими положительными воспоминаниями о школе. Ваши радостные воспоминания, интересные рассказы из школьной жизни создадут у ребенка приятные ожидания.
Приучайте ребенка к самостоятельности! Это очень важно. Он должен понимать, что он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе.
Не пугайте ребенка возможными трудностями и неприятностями в школе.
Никогда не используйте выполнение домашних заданий в качестве наказания. Таким образом, Вы добьетесь только одного – сформируете у ребенка негативное отношение к школе и к домашним заданиям. А тогда – не стоит ждать от него успехов в учебе.
Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок. Вряд ли найдется родитель, который, вернувшись с работы, не спросит первым делом: «Ну как, уроки сделал? А какие у тебя сегодня отметки? ». У ребенка постепенно складывается ощущение, что взрослых интересует не он сам, а его успехи в школе. А, между тем, для детей этого возраста это совсем не самое главное в жизни. С ним за день происходила масса самых интересных и очень важных вещей. И так хочется поделиться! Но маму с папой интересует совсем другое. А если еще, не дай бог, отметки за день не самые лучшие, то обо всех этих, повторяю — очень важных событиях — и начинать говорить не стоит: мама с папой будут только недовольны. Родителям почему-то кажется, что вопросом об отметках они проявляют свою заботу, а так же ускоряют процесс адаптации к школе, дисциплинируют ребенка. На самом деле, эффект получается обратным: дети злятся, делают все, что угодно, кроме уроков, атмосфера в доме накаляется… Лучше спрашивать не об оценках (он о них и сам расскажет), а о том, что же было интересного в школе, что было трудно, а что легко, может быть малышу что-то не нравится. Таким образом, Вы соберете гораздо больше информации о делах в школе, ребенок не закроется в ответ на прямой вопрос об оценках и уроках.
Ваш ребенок постоянно должен чувствовать Вашу поддержку. Не чрезмерную опеку, а поддержку. Покажите ему, что Вы с ним заодно, что готовы поддержать в трудную минуту.
В начале школьной жизни, как никогда важно усвоение школьных правил и норм, формирование интереса к обучению и уважения к педагогу. Поэтому не критикуйте в присутствии ребёнка учителей или школу. Непродуманные высказывания в адрес учителя могут не только вызвать у ребёнка пренебрежение к предмету, но и спровоцировать неуважительное поведение по отношению к педагогу.

УДАЧИ!!!

Родителям пятикласников.

Каждый новый период в жизни че¬ловека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Только ребенок привык к условиям начальной школы, любимой учительнице, одноклассникам, как приходится снова привыкать к другим условиям, переходя в 5 класс. А здесь уже не одна учительница и не один кабинет. Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально-эмо-циональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.
• Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте о его одноклассниках, событиях в школе, учебных предметах, педагогах.
• Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особых поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем своего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Интересуясь успехами ребенка у учителей, не делайте это в присутствии школьника.
• Знайте программу и особенности школы, где учится Ваш ребенок.
• Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации.
• По статистике, в начале 5-го класса успеваемость учащихся несколько падает. Поэтому постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок.
• Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
• Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
• Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела Вашего ребёнка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.
• Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
• Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
• Верьте в своего ребенка. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь! Ваша вера способна превратить возможность в действительность.
ВНИМАНИЕ!
Очень важно похвалить ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.

Советы выпускникам.


Как подготовиться к сдаче экзаменов
Подготовка к экзамену

• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
• Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
• Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Во время тестирования
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
• Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
• в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком «Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком «Х» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
• в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
• в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
• Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений — не больше шести.
• В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
• При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
• Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.