МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ Ц.Л.КУНИКОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

протокол №1

от _____августа 2018 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л.Куникова

_____________________О.В.Радчевская

Приказ №___ от «____» августа 2018г

ПОЛОЖЕНИЕ

 

об организации инклюзивного

образования детей-инвалидов и детей

с ограниченными возможностями здоровья

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) на получение образования в МАОУ СОШ № 8 им.Ц.Л.Куникова.

1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13 декабря 2013 г. № 1342), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». 1.3. Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

1.4. Цель инклюзивного образования — обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

1.5. Задачи инклюзивного образования:

— создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в Учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

— освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

— формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

1.6. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной организации может быть:

1.7. Инклюзивное образование организуется посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе Учреждения (инклюзивное обучение).

1.8. Инклюзивное образование детей с ОВЗ может быть реализовано через следующие модели:

1) полная инклюзия — дети с ОВЗ посещают Учреждение наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, секции, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;

2) частичная инклюзия — дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением Учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по включению детей с ОВЗ в инклюзивное и (или) дистанционное образование по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети с ОВЗ могут посещать кружки, клубы,

секции, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям ПМПК;

3) внеурочная инклюзия—дети с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в Учреждении по рекомендациям ПМПКи по согласованию с родителями (законными представителями).

1.9. Контроль за освоением образовательных программ детьми с ОВЗ осуществляет Учреждение.

  1. Организация инклюзивного образования

2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии об установлении инвалидности на любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего) и по заявлению родителей (законных представителей).

2.2. Рекомендуемое количество детей с ОВЗ, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, в классе с детьми, обучающимися по программам общего образования не должно превышать 3-4 человек с нарушениями однородного характера (ЗПР  или ТНР).

2.3. Организация обучения детей с ОВЗ определяется индивидуальным учебным планом для каждого ребенка в отдельности в соответствии с программами для общеобразовательных организаций и специальных (коррекционных) образовательных организаций, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Учреждением самостоятельно, при этом учитываются индивидуальные психофизические особенности, интересы детей с ОВЗ, рекомендаций ПМПК (если они имеются).

2.4. Индивидуальный учебный план детей с ОВЗ, обучающихся по модели «частичная инклюзия», формируется из предметов индивидуального учебного плана на дому и предметов учебного плана Учреждения, которые не входят в индивидуальный учебный план на дому. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

2.5. Расписание учебных занятий для детей с ОВЗ, обучающихся по модели «частичная инклюзия», составляется таким образом, чтобы образовательные программы по конкретному предмету полностью изучались либо на дому, либо в Учреждении. Расписание занятий согласовывается с родителями ребенка и утверждается руководителем общеобразовательной организации.

2.6. Обучение детей с ОВЗ в рамках инклюзии организуется по общим учебникам, соответствующим программе обучения.

2.7. Фамилии детей с ОВЗ, обучающихся по моделям «частичная инклюзия» и «внеурочная инклюзия», данные об успеваемости (результаты промежуточной (четвертные, полугодовые отметки), государственной (итоговой) аттестации, перевод из класса в класс, выпуск из школы) вносятся в классный журнал соответствующего класса, в который зачислен данный ребенок.

Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и другими

2.8. Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ в пути следования к Учреждению и обратно несут родители (законные представители).

2.9. Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ в Учреждении несет организация. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

2.10.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.11.Государственная итоговая аттестация выпускников  МАОУ СОШ № 8 им.Ц.Л.Куникова., обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

2.12.Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным  общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

2.13.Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным  общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

  1. Обязательная документация по организации инклюзивного образования

3.1. Заключение ПМПК по включению детей с ОВЗ в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано:

— рекомендуемая учебная нагрузка на обучающегося (количество дней в неделю, часов в день);

-оборудование технических условий (при необходимости);

-сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости);

-возможность получения дополнительного образования;

-организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю). 3.2. Заявление родителей (законных представителей) с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями ПМПК.

3.3. Приказ Учреждения об организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно рекомендовано ПМПК), организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников Учреждения.

3.4. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой (приложение 1).

3.5.   Адаптированные образовательные программы реализуются школой  как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.

3.6.   Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом школы.

3.7.   Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,

культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

3.8.   Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

3.9.   Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3.10. Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

3.11. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным  общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

3.12. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным  общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

Права участников образовательного процесса при инклюзивном

 образования

Учащиеся, переведенные на инклюзивное образование, имеют те же права, что и все обучающиеся школы, при улучшении состояния по заявлению родителей (законных представителей) имеют право отказаться от инклюзивного образования или перейти на другую модель инклюзии.

Обязанности участников образовательного процесса при инклюзивном образовании

Родители (законные представители) обязаны:

создать условия для обучения детей на дому, для дистанционного  обучения;

своевременно  готовить  документы  о  переводе  детей  на   инклюзивное

обучение;

обеспечить безопасность детей в пути следования их до школы и   обратно.

 Администрация школы обязана:

— создать условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей    с ОВЗ;

— организовать инклюзивное обучение в соответствии с настоящим Положением;

— осуществлять контроль качества инклюзивного обучения;

  • Педагоги, задействованные в инклюзивном обучении, обязаны:

Своевременно проходить курсовую подготовку по инклюзивному  обучению;

— информировать  медицинского  работника,   социально-психологическую

службу, администрацию школы о проблемах, возникающих у детей,

переведѐнных на инклюзивное обучение;

— уважать честь и достоинство детей-инвалидов (детей с ОВЗ).

4.Кадровое обеспечение образовательного процесса

4.1.По приказу директора Учреждения назначается куратор по инклюзивному образованию.

4.2. Куратор, ответственный за организацию инклюзивного образования:

— осуществляет работу по составлению и осуществлению индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ с особыми образовательными потребностями и согласовывает его с родителям и (законными представителями);

— формирует заявку педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования, на прохождение курсовой подготовки и курсов повышения квалификации и направляет ее в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;

— организует проведение мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в Учреждении;

— обеспечивает выполнение мероприятий по созданию универсальной без барьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

— обеспечивает соблюдение прав детей с ОВЗ в соответствии с нормативно-правовыми документами; -готовит предложения администрации Учреждения по подбору и расстановке педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования;

— готовит предложения по подготовке тьюторов, обеспечивающих образовательный процесс, в рамках инклюзивного образования;

— заключает договор со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, выполняющим роль ресурсного центра, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования.

4.3. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.