ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

При разработке ПОЛОЖЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ конкретного общеобразовательного учреждения учитывают специфику, вытекающую из условий работы этого учреждения в конкретном регионе, а также руководствуются Гражданским кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» т «О библиотечном деле», нормативными правовыми актами  (в т.ч. регламентирующими и определяющими порядок функционирования библиотек).

Конкретное ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ вступает в силу после его утверждения директором образовательного учреждения.

БИБЛИОТЕКА является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно – воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно – информационными ресурсами.

Деятельность БИБЛИОТЕКИ образовательного учреждения (далее БИБЛИОТЕКА) отражается в УСТАВЕ образовательного учреждения. Обеспеченность БИБЛИОТЕКИ учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

Цели БИБЛИОТЕКИ общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,  Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Деятельность БИБЛИОТЕКИ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются ПОЛОЖЕНИЕМ О БИБЛИОТЕКЕ общеобразовательного учреждения и ПРАВИЛАМИ ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно – информационного обслуживания БИБЛИОТЕКИ.

Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно – гигиеническими требованиями.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

2.1. Основными задачами БИБЛИОТЕКИ являются:
а) обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном ( книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио –видеокассет); цифровом(СД – диски); коммуникативном(компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых БИБЛИОТЕКОЙ услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.

3.1. Для реализации основных задач БИБЛИОТЕКА:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении ( публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия ( списки, обзоры, указатели и т.п.);
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • организовывает массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, СД-дисков);

г) осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитание и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
  • осуществляет текущее информирование(дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
  • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов(документов, баз данных);
  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей(иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

4.1. Наличие укомплектованной БИБЛИОТЕКИ в общеобразовательном учреждении обязательно. Структура БИБЛИОТЕКИ, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видео студию, мини-издательский комплект, множительную технику и др.

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работ БИБЛИОТЕКИ.

4.3. БИБЛИОТЕКА вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется УСТАВОМ общеобразовательного учреждения.

4.4. Спонсорская помощь, полученная БИБЛИОТЕКОЙ в виде целевых средств в комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную БИБЛИОТЕКОЙ макулатуру расходуются на улучшение материально- технической базы БИБЛИОТЕКИ, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

4.5. В целях обеспечения модернизации БИБЛИОТЕКИ в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает БИБЛИОТЕКУ:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечных информационных ресурсов( в смете учреждения выводится отдельно);
  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой БИБЛИОТЕКИ и нормативам по технике безопасности эксплуатации компьютеров( отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПин;
  • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования БИБЛИОТЕКИ;
  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.6. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества БИБЛИОТКИ.

4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда БИБЛИОТЕКИ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральным перечнем учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности БИБЛИОТЕКИ несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с УСТАВОМ учреждения.

4.8. Режим работы БИБЛИОТЕКИ определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы БИБЛИОТЕКИ предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством БИБЛИОТЕКА общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры РФ.

V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ.

5.1. Управление БИБЛИОТЕКОЙ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и УСТАВОМ общеобразовательного учреждения.

5.2. Общее руководство деятельностью БИБЛИОТЕКИ осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.

5.3. Руководство БИБЛИОТЕКОЙ осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности БИБЛИОТЕКИ в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными кваликафиционными требованиями, трудовым договором и УСТАВОМ общеобразовательного учреждения.

5.4.Заведующий библиотекой назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

5.5. Методическое сопровождение деятельности БИБЛИОТЕКИ обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

5.6. Заведующий библиотекой разрабатывает и предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ;
б) ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ;
в) структуру и штатное расписание БИБЛИОТЕКИ, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной БИБЛИОТЕКЕ общеобразовательного учреждения с использование « Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г №6);
г) положение о платных услугах БИБЛИОТЕКИ;
д) планово-отчетную документацию;
е) технологическую документацию.

5.7. Порядок комплектования штата БИБЛИОТЕКИ общеобразовательного учреждения регламентируется его УСТАВОМ.

5.8. В целях обеспечения дифференцированной работы БИБЛИОТЕКИ могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.

5.9. На работу в БИБЛИОТЕКУ принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

* «Тарифно-квалификационные характеристики…(извлечение) п.5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку  и стаж работы».

5.10. Работники БИБЛИОТЕК могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником БИБЛИОТЕКИ только на добровольной основе.

5.11. Трудовые отношения работников БИБЛИОТЕКИ и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской федерации о труде.

VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

6.1. Работники БИБЛИОТЕКИ имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями БИБЛИОТЕКИ;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок и премирования работников за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников БИБЛИОТЕКИ; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск (в размере 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами (положение о библиотеке, приказ директора общеобразовательного учреждения);
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

6.2. Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно- библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ.

7.1. Пользователи БИБЛИОТЕКИ ИМЕЮТ ПРАВО:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых БИБЛИОТЕКОЙ услугой;
б) пользоваться справочно- библиографическим аппаратом БИБЛИОТЕКИ;
в) получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие библиографические справки на основе фонда БИБЛИОТЕКИ;
ж) получать консультативную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых БИБЛИОТЕКОЙ;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми БИБЛИОТЕКОЙ, согласно УСТАВУ общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

7.2. Пользователи БИБЛИОТЕКИ ОБЯЗАНЫ:

а) соблюдать ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ,
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе БИБЛИОТЕКИ, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении – проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4-х классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленными правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

7.3. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
д) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия – учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература -1 месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом НЕ ВЫДАЮТСЯ;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

7.6. ПОРЯДОК РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ В БИБЛИОТЕКЕ:

а) работа с компьютерами участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в ИНТЕРНЕТЕ пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; ЗАПРЕЩАЕТСЯ обращение к ресурсам ИНТЕРНЕТА, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.