Программа
физкультурно-спортивного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Радуга»
«здоровые дети – здоровая страна»
2016 год
Содержание программы
1. | Полное названиепрограммы | Программа физкультурно-спортивного направления лагеря дневного пребывания детей на базе МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова«здоровые дети – здоровая страна» |
2. | Исполнители программы | МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова |
3. | Адрес, телефон | Краснодарский край, г. Геленджик, мкр. Северный, д. 55, 8(86141)2-68-67 |
4. | Нормативныедокументы | — Закон «Об образовании РФ»- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г
— Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г – Конституция РФ ст.43 – Устав образовательного учреждения – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3 – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3 – Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ – Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 — Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в краснодарском крае» — Положение о лагере дневного пребывания — Правила по технике безопасности, пожарной безопасности — Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий — Должностные инструкции работников — Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра — Заявления от родителей — Акт приемки лагеря — Планы работы |
5. | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей. |
6. | Направлениедеятельности | Физкультурно-спортивное |
7. | Количество, возрастучащихся | 250 обучающихся с 7 до 14 лет |
8. | Сроки проведения,количество смен | 1 смена (23.06. – 08.07.2016 г.) |
9. | Оценкаэффективности | Результаты анкетирования «Чего я ожидаю от лагеря» и « Что я получил за время пребывания в лагере»; результаты проведения спортивных состязаний, конкурсов, викторин. |
10. | Ожидаемые результаты | 1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. 4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. 6. Приобретение новых знаний и умений (разучивание песен, игр). 7. Расширение кругозора детей. 8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. 9. Личностный рост участников смены. |
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Ежегодно на базе МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова открывается оздоровительный лагерь и дневным пребыванием детей.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно-значимая, спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и с честью выходить из непростых ситуаций.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Здоровье – бесценный дар природы, источник счастья. Поэтому особое внимание в лагере будет уделяться физкультуре и спорту.
Кроме физкультурно-спортивного направления программа предусматривает и разностороннее развитие детей: интеллектуальное, экологическое, физкультурно-оздоровительное, нравственно-эстетическое, патриотическое, профилактическое.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья «здоровые дети – здоровая страна». Вот поэтому мы взяли для нашего пришкольного лагеря физкультурно-спортивное направление. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры, а также познакомить детей с историей Олимпийских игр.
Программа рассчитана на летний период (июнь) 2015 года.
Главная идея программы: научить детей быть здоровыми, физически крепкими.
Результативность программы выявляется при помощи данных анкетирования, проведения соревнований, конкурсов, викторин.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря – это обучающиеся образовательных учреждений в возрасте 7–14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, сиротам, опекаемым из семей, детям из категории «трудные» и группа «риска», а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Цель и задачи программы
Цель — организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей.
Задачи:
- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- Сокращение разрыва между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
- Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
- Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
- Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Принципы, используемые при планировании
и проведение лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий;
- Учет особенностей каждой личности;
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и
творческой деятельности всеми участниками лагеря;
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации
всей деятельности лагеря;
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение
каждого дня;
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми
участниками лагеря;
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных
категорий детей и взрослых;
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Содержание и формы реализации программы.
Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых. Правильная организация деятельности детей в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи. Одной из главных направлений летнего лагеря с дневным пребыванием детей — физкультурно-спортивная деятельность.
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивные игры на спортивной площадке;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»);
Работа по патриотическому и навственно-эстетическому воспитанию ведётся в течение всей смены.
Программа предполагает следующее:
- разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и
психологических сил, снятие напряженности, избавление от учебных программ)
- развлечения и любимые занятия
- саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических
сил)
- образовательная компенсация (получение знаний вне школьных
программ)
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
- Спортивный зал;
- Спортивные площадки;
- Медицинский кабинет;
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
- Полноценное питание детей;
- Витаминизация;
- Гигиена приема пищи;
- Режим дня;
- Рациональная организация труда и отдыха;
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- Вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.
По итогам смены самых активных ребят награждаем грамотами и ценными подарками.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- Чёткое представление целей и постановка задач.
- Конкретное планирование деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Педагогические условия.
- Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений.
Содержание программы.
Программа оздоровления детей является комплексной, в котором учащихся ждёт много приключений, множество интересных и увлекательных встреч, в котором будут жить все дружно, заботясь, друг о друге и об окружающих, развивая свои физические качества. В связи с этим программа делится на несколько направлений и этапов реализации:
— Экологическое направление:
- День юннатского движения;
- День земли;
- Выставка рисунков и фото-работ;
- Праздник «Ивана Купалы»;
- Экологические акции по уборке территории лагеря от мусора;
- «Зеленая аптека» — беседы о лекарственных травах.
— Физкультурно-оздоровительное направление:
- День здоровья «О спорт, ты – мир!»;
- Утренняя зарядка;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Спортивные праздники, веселые старты;
- О вредных привычках и о правилах здорового образа жизни;
- Перекресток летних забав;
- Акция «Мы – за здоровый образ жизни!»
- Олимпийский день.
— Нравственно-эстетическое:
- День друзей;
- День читателя;
- День юмора;
- День семь;
- День вежливости;
- Беседы об этикете;
- Конкурсы рисунков, поделок;
- Игровые программы;
- Концерт.
— Патриотическое направление:
- День России;
- День национальных культур
- Посещение школьного музея;
- Викторины, конкурсы
- Беседы и эстафеты с использованием народных игр.
— Профилактическое направление:
- День пешехода;
- День без вредных привычек;
- Инструктажи по ТБ, ППБ, ПДД;
- Беседы медика о пользе закаливания, зарядки и т.д.
I этап – подготовительный:
- проведение совещаний с директором и зам.директором по ВР по подготовке школы к летнему сезону;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных УО;
- проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;
- проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;
- издание приказов по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, должностные обязанности, инструктаж и т.д.).
II этап — организационный, который называется «Будем знакомы».
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- Распределение детей по отрядам;
- Оформление отрядов и отрядных уголков;
- Инструктаж по ППБ, ТБ и охране здоровья детей.
III этап – основной:
- Реализации плана работы лагеря дневного пребывания детей;
- Участие детей и подростков в различных видах коллективно-творческой деятельности.
IV этап — заключительный этап:
- Анкетирование «Что я получил за время пребывания в лагере?»;
- Подведение итогов ЛДП;
- Закрытие лагеря.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы,
благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами
работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.